Статья «Антикризисный конспект»

Дорогие друзья, мы начинаем размещение статей на сайте, которые были опубликованы в  журнале National Business. Сегодняшняя статья называется «Антикризисный конспект».

Скачать статью

 

Многие владельцы бизнеса, к сожалению, часто забывают о таком сильном внешнем факторе воздействия на бизнес как экономический кризис. Между тем, кризис может нанести сильный удар по компании, а в некоторых случаях послать в нокаут.
 Многие фирмы вообще не могут восстановиться после экономического спада. Зато другие – становятся сильнее. Согласитесь, неплохо было бы попасть во вторую группу. Для этого к кризису нужно быть готовым всегда.

В кризис необходимо вспомнить о таких, возможно, подзабытых вещах, как эффективность. Нельзя просто выжидать, когда экономический спад закончится – необходимо принимать действенные меры. Чаще всего вопрос в условиях острого кризиса стоит не в том, чтобы заработать прибыль, а в том, чтобы сохранить то, что есть. Как при этом должна вести себя компания и кто должен быть главным инициатором изменений.

Самая первая рекомендация: к кризису необходимо готовиться заранее и постараться предвидеть его наступление. Придерживайтесь девиза «тяжело в учении, легко в бою»! Что это значит? В первую очередь, необходимо систематически анализировать те риски, которые могут в большей степени пошатнуть финансовое положение компании.

Нужно разработать план действий в условиях неопределенности, который содержит несколько сценариев развития ситуации и продумать меры по возможному предотвращению негативных последствий, если таковые все-таки наступят. Если вы это сделаете, то у вашей компании будет серьезное конкурентное преимущество, поскольку вы будете реагировать на изменения мгновенно, не теряя времени и не впадая в общую панику.

Что нам мешает выполнить эту подготовительную операцию? Наверное, вера в лучшее, нам свойственно полагать, что благоприятная пора не кончится ни завтра, ни более далекой перспективе. Но, увы, кризис всех расставит на свои места.

Очень часто, когда кризис все-таки наступил, первое, что начинают делать руководители – это бездумно сокращать издержки. Здесь важно понимать: неоправданное и не обдуманное сокращение издержек наносит ущерб вашему бизнесу. Увольнение ключевых специалистов и переход на более дешевые некачественные расходные материалы не спасет компанию. Даже переезд в более дешевый офис и урезание рекламных бюджетов не являются решением проблем. Все это временные меры, требуются намного более кардинальные решения.

В кризис роль владельца на протяжении всей «черной полосы» преумножается. От него зависит настроение в коллективе, на него смотрят сотрудники компании и по его настроениям судят о ситуации.

Зачастую, владелец оказывается не подготовлен к управлению в новых условиях и продолжает использовать старые методики. Это достаточно рискованно и в некоторых случаях может оказаться губительно для компании. Нужно подходить к решению проблем иным действенным методом.

Что может сделать владелец компании, чтобы поднять её эффективность.

Необходимо наметить фронт работ по следующим основным направлениям: персонал, клиенты, финансы и продажи. Бить только по одному какому-то направлению чаще всего бывает недостаточным способом решения проблем.

Финансы

Важно эффективно заниматься финансовыми ресурсами в кризисный период. Если ваша компания развивается в основном на заемные средства, следует четко понимать, что у вас существует мизерная вероятность того, что кризис вы переживете. Здесь необходимо провести переговоры с кредиторами об условиях предоставления заемных средств в кризисный период. Если вам не удастся договориться с кредиторами, нужно серьезно задуматься над продажей бизнеса или привлечением стратегического инвестора.

Продажи

Не стоит забывать о продажах. Для многих компаний организация сбыта становится вопросом номер один. Часто в кризисный период на предприятиях остаются большие запасы готовой продукции. Необходимо в срочном порядке освободить склад и по возможности, если он у вас в собственности – сдать в аренду, если нет – отказаться от аренды. Так, вы сможете сократить издержки и легче пережить кризис. Главное – принимать решения достаточно быстро, не оттягивая месяцами, не боясь прогадать, ведь с каждым днем и неделей спрос в кризис падает и соответственно приходится понижать цену все ниже и ниже. Помните, самый главный ресурс в кризис – это время. Опоздал – проиграл. Поэтому от вас, уважаемые владельцы, требуется смелость и быстрота в принятии управленческих решений!

Что же можно сделать, чтобы увеличить продажи? Как говори Билл Гейтс, в будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернет и те, кто вышел из бизнеса. Примите во внимание это высказывание, поскольку Интернет с каждым годом набирает обороты, и продажи перемещаются именно в виртуальное пространство. Проанализируйте свой сайт сточки зрения того, насколько хорошо он продает. В случае если вас еще нет в Интернете, есть все шансы реорганизовать работу компании с помощью этого электронного инструментария, обладающего огромным потенциалом.

Персонал

Персонал может еще больше нагнетать обстановку в компании в кризисный период. Поэтому для владельца очень важно внимательно относиться к людям, больше общаться с коллективом и помнить, что отсутствие информации порождает стресс. Важно чтобы каждый понимал, какие действия и почему предпринимает компания и как планируется вывести компанию из кризиса.

Будьте щедры на похвалу в адрес тех, кто хорошо делает свою работу. Будут находиться и такие, кто недобросовестно относится к своим обязанностям и не принимает необходимые меры для улучшения ситуации, а только наводит панику в коллективе. По отношению к этой категории людей необходимо незамедлительно принимать самые жесткие меры – расставаться с ними.

Очень тонкий момент – выстраивание позитивного климата в коллективе. Здесь важна вера владельца в успех, его настрой на кропотливую и тяжелую работу, которая в итоге позволит улучшить ситуацию и выйти на качественно новый уровень развития бизнеса.

Клиенты

Клиентам в кризис стоит уделять особое внимание. Иногда компании снижают цену, начиная работать себе в убыток. Такой подход позволяет сохранить лояльных клиентов. Особенно это актуально тем компаниям, которые очень сильно зависят от объема продаж и тем, чья продукция специфична. Поскольку специфичные продукты (услуги) имеют не такой широкий рынок сбыта, и, потеряв клиента, будет сложно в дальнейшем восстановить с ним партнерские отношения.

Следует помнить, что каким-то компаниям помогают одни меры, другим – другие. Но для всех в кризис становится актуальным следующая рекомендация: постоянный мониторинг действий конкурентов и внешней среды. Не стоит пренебрегать этим фактором. Недооценка ситуации на рынке может привести к неправильным управленческим решениям.

Несколько советов для владельцев:

Оптимизируйте издержки: уровень расходов должен быть пропорционален уровню планируемых доходов;

Обращайте внимание на планирование: оперативное и сценарное;

Пользуйтесь правилом: сокращение товарных запасов = увеличению оборачиваемости;

Сосредоточьтесь на сохранении взаимоотношений с ключевыми клиентами;

Нельзя втягиваться в глухую оборону, необходимо искать новые возможности для роста бизнеса.

Скачать статью