Диверсифицируй или проиграешь!

Статья «Диверсифицируй или проиграешь» — National Business 03.13

Скачать статью

Сегодня каждый второй предприниматель или собственник бизнеса стремится к новым точкам роста компании, увеличению доходности бизнеса. Эти желания за время кризиса усилились многократно. Тогда стало понятно: чтобы выжить – необходимо иметь несколько направлений в бизнесе, другими словами, надо его активно диверсифицировать.

  • Диверсификация как современное понятие в его наиболее общем определении – стратегия снижения риска путем добавления активов, продуктов, услуг, клиентов, рынков к портфелю компании.

Прежде чем начать процесс диверсификации, нужно обозначить цель. Определить, что компании даст этот вектор развития, какие ресурсы понадобятся для достижения цели, сколько потребуется времени.

В данной статье мы рассмотрим два направления диверсификации :

  1. Производственная диверсификация – расширение ассортимента и видов производимой предприятием продукции, освоение новых производств и технологий.
  2. Связанная диверсификация – формирование новых областей деятельности компании, связанных с существующими сферами.

Большинство компаний малого и среднего бизнеса идут по первому направлению -укрепляют существующий бизнес . Компании расширяют ассортимент производимой продукции. Каналы сбыта и потребители в этом случае , как правило остаются прежними. Пример успешной реализации производственной диверсификации: компания занималась продажей мелаллопроката. Владельцем было принято решение диверсифицировать бизнес . На первом этапе было закуплено оборудование для переработки листового проката. Налажен выпуск различных профилей для гипсокартона. Затем был налажен выпуск более сложных изделий из оцинкованной стали. В результате выручка компании увеличилась в 4 раза. Доходность бизнеса увеличилась на 150 %.

Пример успешной  связанной диверсификации:

Первоначально компания специализировалась на поставках металлопроката, однако падение маржинальности заставило искать новые способы ведения бизнеса.

В первую очередь предприятие диверсифицировало свою деятельность за счет строительство, начав возводить жилые здания. Вторым направлением стало производство бетона: компания построила собственный бетонный завод, а в настоящее время готовит запуск еще одного предприятия высокой мощности. И третье направление диверсификации – это продажи керамической плитки, которая в настоящее время является самым распространенным видом отделочных материалов. Наценки при поставках этой продукции частным потребителям достигают 50%-100%.

 Эти направления позволяют компании поддерживать рентабельность деятельности, а также ощущать устойчивость на нестабильном  рынке.

Однако есть у диверсификации и недостатки: для успеха необходима диверсификация в больших масштабах; работники могут не иметь достаточных знаний и опыта, чтобы эффективно управлять производством нового продукта; могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию; и, наконец, диверсификация – это приростная стратегия, и для получения прибыли необходимо определенное время.

  • Перед стартом владельцу нужно как следует оценить себя, свои возможности и силы. Вы можете “закопаться”, если будете участвовать во всех проектах одновременно. На практике мало кому из клиентов удавалось вести несколько проектов самостоятельно и при этом трезво оценивать ситуацию и принимать верные для развития проектов решения. Поэтому, прежде чем принимать стратегически важное решение касающееся диверсификации вашего бизнеса, советую для себя понять, сможете ли Вы все проекты взять на себя или все-таки делегируете свои полномочия кому-то другому. Возможности одного человека, как ни крути, ограничены, и один собственник не может одинаково хорошо справляться со всеми делами. Делегировав какие-то проекты, у Вас появится как минимум еще одна пара глаз и рук.

 Также важно помнить, что диверсификация заключается в идее. Идеи должны быть разными. Но никак не подмена одного продукта другим, а расширение меню: например, сегодня мы были мясным рестораном, а завтра решили стать пиццерией. Вот если мы откроем разные рестораны: японский, итальянский, кейтеринг, – то это уже будет диверсификация.

 Еще один важный момент – поиск средств. Все требует определенных ресурсов. И на сегодняшний день конкуренция настолько высокая, что диверсификацию лучше проводить на какие-то свободные средства.

  • Грамотно проведенная диверсификация бизнеса позволяет компании получить эффект синергии , когда 1+1+1 больше 4.