Финдиректору на выбор

Финдиректору на выбор — National Business, Нижний Новгород, Ноябрь (2011)

Сегодня в России уже выстроена достаточно зрелая финансовая система. Малые и средние компании имеют возможность использовать широкий инструментарий для решения задач привлечения или размещения денежных ресурсов. О том, какими правилами следует пользоваться при выборе тех или иных финансовых инструментов и учреждений мы попросили рассказать директора «Агентства владельческого консалтинга» Александра Пистонова.

Какие параметры должны учитываться при выборе того или иного финансового инструмента привлечения средств? Какие риски нужно предусмотреть?

Основных критериев выбора финансовых ресурсов всего два: это объем привлечения средств и срок. Важно, чтобы активы (особенно внеоборотные) были закрыты сопоставимыми по срокам и объемам обязательствами. Если предприятие приобретает на короткую годовую кредитную линию производственное оборудование, срок изготовления которого составляет восемь месяцев, доставка – два месяца и еще два-три месяца – монтаж и наладка, то ясно, что это ошибка. Через год нужно возвращать кредит, а оборудование еще даже и незапустили. Ни в коем случае нельзя привлекать краткосрочные кредиты на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов в надежде затем перекредитоваться! Многие предприниматели считают, что договорятся о предоставлении нового кредита достаточно легко. Ведь у них сегодня хорошие отношения с банком, а сам банк стабилен и надежен. Ситуация 2008 года показала, что надежность многих банков весьма относительна. К сожалению, некоторые банки не только не предоставляли новых кредитных линий, но и требовали досрочного погашения даже ранее выданных кредитов. А остановить финансирование уже начатого инвестиционного проекта нельзя. Если нет возможности достроить здание, запустить оборудование – это крах. Некоторые банки соглашались на пролонгацию кредитных договоров еще на год. Если за год запущено производство, появлялся шанс избежать банкротства. Если же на реализацию проекта требовалось больше времени – банковские проценты съедали большую часть прибыли компании.

Каким же образом компании малого и среднего бизнеса сейчас могут привлечь долгосрочные инвестиции?

Если перед компанией стоит задача запустить инвестиционный проект, обновить основные средства, расширить действующее производство, приобрести дорогостоящее оборудование или большегрузный транспорт, построить новый торговый центр, объем финансирования должен быть сопоставимым по сумме и по срокам проекта. Я считаю, что в случае приобретения оборудования и коммерческого автотранспорта предпочтительнее пользоваться не кредитом, а лизингом. Лизинг выгоден тем, что не нужно аккумулировать большие залоги. Любой кредит выдается под обеспечение. Обеспечением может являться действующий бизнес, объекты недвижимости, товары, то же оборудование. По лизинговому договору залогом является сам предмет лизинга. Больше никакого имущества закладывать, как правило, не нужно. Кроме того, срок кредитования – максимум пять лет, а чаще всего – от одного до трех лет. Для того, чтобы построить здание, завезти оборудование, запустить производство –необходимо явно больше времени. Лизинговые компании сейчас охотно заключают договоры финансовой аренды на срок в пять-семь лет. Кроме того, лизинг выгоден для предпринимателей тем, что можно экономить на налогах на прибыль и имущество, а при окончании срока лизингового договора оборудование или транспорт переходят в собственность предприятия.Лизинговые компании кредитуются в больших объемах и на более выгодных условиях, чем любое малое или среднее предприятие. Соответственно, лизинг получается не настолько уж и дорогим. Хотя, разумеется, все равно чуть дороже кредитования.

У лизинга есть и другие плюсы. Прежде, чем выдать кредит, банк оценивает финансовое состояние компании, залоги, которые она предлагает, и в зависимости от результатов оценки предлагает лимит кредитования. А по лизингу все гораздо проще. Залогом является сам предмет лизинга. Если наступят какие-то сложности с лизинговыми платежами, лизингодатель заберет только его. Поэтому требования к финансовой устойчивости компании предъявляются более либеральные. Но есть нюанс. Лизинговые компании не занимаются уникальным оборудованием или уникальными транспортными средствами. Ведь такой предмет лизинга реализовать будет крайне сложно.  Вот такими вещами и занимаются лизинговые компании.

Нужно помнить, что любой компании нужны еще и оборотные средства, чтобы наполнить денежными потоками свой бизнес. Вот тут не обойтись без кредитования. Но, если основные средства приобретены в лизинг, то у компании остается  имущество, которое можно использовать в качестве обеспечения для привлечения кредита на пополнение оборотных средств.

Главное просчитать будущие доходы – их должно хватить и на лизинговые платежи и на поддержание собственного бизнеса. То есть, если говорить о кредитах, то их, как правило, лучше привлекать на пополнение оборотных средств, а если о лизинге – то этот инструмент, как правило, выгоднее для закупки основных средств.

Насколько лизинг рискованнее кредита? Ведь если предприниматель не сможет расплачиваться по кредиту, залог будет реализован, из выручки погашена задолженность банку, а оставшаяся сумма останется предпринимателю. Лизинговая компания просто заберет предмет аренды, какая бы часть стоимости уже ни была выплачена. Предприниматель остается ни с чем, даже если не смог внести один-два последних платежа.

Теоретически такой риск существует. Но практика показывает другое: при лизинге риски на порядок меньше и для компании они менее обременительны. График погашения кредита банку – это очень жестко регламентированный документ. Нарушение его влечет досрочное погашение кредита, поскольку банк обязан обеспечивать просроченный кредит дополнительными резервами. Пересмотр графика лизинговых платежей на порядок проще. Лизинговая компания, как правило, идет навстречу клиентам. Если в бизнесе есть сезонность, особенности рынка можно предусмотреть в графике лизинговых платежей – в период высокого спроса платежи будут выше, в низкий сезон – ниже. Банки такого позволить не могут. Кредит – это очень жесткий инструмент.

Основной недостаток лизинга – это более дорогой продукт. Но платежи по лизинговому договору можно растянуть на пять-семь лет. В банке чаще всего на реализацию шестилетнего инвестиционного проекта приходится брать кредит на три года, чтобы потом перекредитоваться. А будет ли такая возможность – неизвестно. Нужно закладывать еще и этот риск. И когда эти риски просчитаешь, может оказаться выгоднее договориться с лизинговой компанией сразу на шесть лет, чем с банком два раза на три года. Ведь неизвестно ни то, будет ли возможность у банка выдать тебе кредит через три года, ни стоимость заемных средств к тому времени. За эти годы может смениться собственник банка, его политика… Во время кризиса 2008-2009 года почти все банки заявили, что не кредитуют строительный сектор, и строительные компании оказались в тяжелейшей ситуации. А лизинговые компании поддержали своих основных клиентов –автотранспортные предприятия, и те прошли кризис относительно спокойно.

Сейчас получает все большее развитие такой инструмент, как факторинг.

Это хорошая альтернатива краткосрочной кредитной линии (овердрафту). Главный недостаток  овердрафта – это, его срок: не более 30 дней. Если у компании есть потребность предоставить своему покупателю товарный кредит на более длительный срок, то овердрафт уже неудобен, поскольку возникает большой кассовый разрыв.

В таких случаях факторинг – очень удобный инструмент, особенно, для торговых компаний.

Его основное достоинство – в оптимизации работы с дебиторской задолженностью. Факторинговая компания запрашивает данные об основных дебиторах, она проверяет их финансовое состояние и рекомендует или не рекомендует с ними работать. По предоставлении документов факторинговая компания перечисляет компании-заемщику от 75 до 80% от суммы отгрузки сразу же. А получение денег с дебитора – это ее проблема. Те деньги, которые ты получаешь от факторинговой компании, являются твоими, их можно сразу направить на закупку товара и увеличить оборот. По сути, это оплата контракта раньше срока предусмотренного договором.

Есть у факторинга и недостатки. Договор факторинга накладывает достаточно жесткие обязательства как на продавца, так и на покупателя. И тот и другой должны удовлетворять достаточно стандартным требованиям. В этом есть и плюс и минус. Минус в том, что многие компании у нас недостаточно прозрачны. Работа по факторингу предусматривает высокую прозрачность бизнеса контрагентов. Не всем это нравится.  Но, разумеется, можно брать часть рисков на себя, работая с одними компаниями напрямую, а с другими – по факторингу. Зато, если компания начинает работать с новым контрагентом, то часто не имеет возможности проверить, насколько этот контрагент порядочен. Для факторинговой компании это не проблема. Служба безопасности факторинговой компании достаточно точно выявит мошенников.

Нужно помнить, что есть разный факторинг – с регрессом и без регресса. Факторинг с регрессом–если факторинговая компания по тем или иным причинам не может взыскать дебиторскую задолженность, она имеет право потребовать вернуть с компании-клиента уже оплаченные ей деньги. Если факторинг без регресса – все риски на себя берет факторинговая компания. На начальном этапе некоторые факториновые компании рекламировали себя так: «Мы научим ваших продавцов работать с дебиторской задолженностью». На самом деле, они не работали с дебиторами, а после окончания срока договора требовали свои деньги назад. А на предпринимателя сваливалась огромная дебиторская задолженность. Продавцам, действительно, пришлось учиться работе с дебиторами – раньше они с таким объемом просроченной дебиторки просто не сталкивались. По сути, такой факторинг оказался простым кредитом на пополнение оборотных средств, который нужно возвращать совершенно неожиданно для компании–заемщика и, как правило, в самый неподходящий момент.

Главный же минус факторинга – его стоимость. Это достаточно дорогой инструмент, который могут позволить себе, как правило, только торговые компании, имеющие уровень наценки свыше 8%.

Почему именно 8%?

Цифра 8% – экспертная, выведенная опытным путем. Если рентабельность ниже, факторинг недопустимо дорог. Ведь стоимость факторинга – 2,5-4,5% в месяц. А овердрафт – 0,8-1%. Как говорится, почувствуйте разницу! Но при пользовании тридцатидневным овердрафтом в ноль нужно выходить каждый месяц, работа с дебиторской задолженностью должна быть очень четкой. При использовании факторинга дебиторской задолженностью занимается факторинговая компания. Если оборот большой, то расходы по факторингу при рентабельности в 8% легко закрываются. Но, разумеется, не все сделки имеют одинаковую рентабельность. Предположим, у компании есть высокорисковая, но доходная сделка – 20-30%. Потратить на финансирование такой сделки по договору факторинга даже и 5% не страшно (факторинговая компания может установить повышенную ставку за риски). А менее прибыльные, но и менее рискованные сделки можно финансировать, используя возобновляемый банковский кредит.

Если предприниматель решил впервые начать работать с факторингом, я настоятельно советую очень внимательно подойти к выбору факторинговой компании. Нужно обязательно навести справки у других ее клиентов. У факторинговой компании должен быть опыт работы на этом рынке. Новичок может привлечь клиентов, но не обеспечить заявленные показатели своей работы по управлению дебиторской задолженностью. Как правило, факторинговая компания должна быть при крупных федеральных банках. Если факторинговая компания автономная, то, скорее всего,ее клиенты столкнутся с тем, что через несколько месяцев придется вернуть ей деньги. Чем разветвленнее филиальная сеть факторинговой компании, тем лучше.

А по каким критериям выбираются банки?

Крупным компаниям, нуждающимся в кредитах объемом в 500 млн. руб. и выше, нет смысла работать с небольшими региональными банками – они должны обслуживаться в крупных федеральных банках: таких как Сбербанк, Промсвязьбанк, Альфабанк, Уралсиб… И наоборот, для компаний малого и среднего бизнеса небольшие региональные банки зачастую могут предложить более выгодные условия. Из нижегородских региональных банков, на мой взгляд, в полной мере удовлетворяют потребности малого и среднего бизнеса НБД-Банк и Саровбизнесбанк.

Рекомендую любой компании, которая выросла до уровня среднего бизнеса, одновременно работать с несколькими банками. Один банк – базовый, через который идут основные финансовые потоки компании. И два-три банка на выполнение тех или иных оперативных задач. Есть банки, которые специализируются на инвестиционных проектах, и у них оптимальны по стоимости инвестиционные инструменты. А есть банки, которые базируются на минимальных расценках расчетно-кассового обслуживания. И поэтому регулярные платежи лучше проводить во втором банке, зарплатные проекты – в том банке, который предлагает наилучшие условия именно по ним. Нужно делить риски. В 2008 году Нижегородпромстройбанк перестал осуществлять платежи. Что было делать компаниям, у которых счет в этом банке был единственным? Многие компании-клиенты этого банка попали в сложнейшую ситуацию. А ведь можно было бы спокойно осуществлять свою текущую деятельность через другой банк и потихоньку работать над тем, чтобы вернуть свои средства из Нижегродпромстройбанка.

И в качестве последнего вопроса. Какие финансовые инструменты вы порекомендуете для размещения временно свободных средств?

Все зависит от сроков. Есть несколько инструментов, которыми пользуются компании. Самый распространенный – это банковский депозит. Им можно пользоваться при размещении средств на срок от нескольких дней до месяца. Минус этого инструмента – минимальная доходность. Плюс – минимальный риск. Депозит, как правило, размещается в тех банках, в которых обслуживается компания. Банки идут на встречу и в переговорах с компанией ищут баланс между риском и доходностью. Если срок размещения денежных средств – от одного до трех месяцев, то можно использовать векселя или облигации. Доходность намного выше, но заметно повышаются и риски. Ни один из этих инструментов не гарантирует доход компании – можно как заработать, так и потерять. И самый рискованный инструмент – это размещение на фондовом рынке. Его можно использовать, если свободны денежные средства на срок от трех месяцев и выше. Однозначно, для размещения денег на финансовом рынке нужно использовать профессионалов, брокерские компании. Доход может быть очень высоким (выше, чем в основном бизнесе), но и риски возрастают многократно.

Большинство малых и средних компаний проводят консервативную финансовую политику и во всех случаях используют только депозиты. Риски минимальные, и есть возможность максимально быстро вернуть деньги в оборот. С фондового рынка их забрать сложнее, вынуть из векселей и облигаций – много дольше. С депозита же снять деньги можно практически за день.