Стратегическое управление - основа успешного развития бизнеса

Вопрос «Нужна ли нам стратегия?» по большому счету вообще не имеет смысла. Хотим мы того или не хотим, но стратегия у любой компании есть всегда. Другое дело, что часто формируется она стихийно и как стратегия не воспринимается. То есть стратегия – это некий ориентир, которого компания придерживается. Конечно, если стратегия формируется стихийно, то чаще всего получается, что составляющие стратегии не согласованы между собой и даже могут вступать в противоречия, что автоматически приводит к торможению развития компании.

Стратегия может быть сформулирована одним предложением, а может представлять собой детальный многостраничный инструмент с описанием ориентиров по всем сферам и функциональным областям компании.

Компания без  системы управления – это набор активов,  отягощенный обязательствами.

Для владельца бизнеса ключевым элементом в системе управления является установление стратегических целей для компании и внедрение на регулярной основе стратегического менеджмента.

Рыночные изменения вообще и постоянно растущая конкуренция, в частности, предполагают, что компания для выживания должна постоянно корректировать свою деятельность в соответствии с требованиями бизнес — среды.

Конечно, есть компании, которые обладают возможностями менять эту самую бизнес — среду под себя, но это, скорее, исключение, чем правило.

Первая задача стратегического управления: прогноз изменений бизнес — среды. Необходимо выделить наиболее актуальные для бизнеса компании рыночные векторы, после чего проанализировать направление, степень и динамику возможных изменений. В большинстве случаев речь идет, в первую очередь, о качественном анализе данных.

Вторая  задача стратегического управления: разработка комплексного плана действий компании на рынке. План разрабатывается на период, который позволяет понимать направление развития рынка, и предполагает регулярные оценку и коррекцию содержания в зависимости как от хода выполнения, так и от реального – в отличии от планируемого – развития рынка.

Третья задача стратегического управления: разработка комплексных изменений в системе корпоративного управления. При разработке (задача 2) плана действий на рынке необходимо провести аудит системы корпоративного управления: выявить те ограничения, которые могут помешать выполнению запланированных действий. Некоторую сложность, как вы понимаете, представляет как сам процесс аудита, так и разработка комплексного плана преобразований: все элементы системы корпоративного управления взаимосвязаны. Поэтому при внесении преобразований в функционирование какого-либо из элементов необходимо учитывать все возможные влияния на функционирование всех прочих.

Четвертая задача стратегического управления: внедрение изменений в систему корпоративного управления. Для этого требуется осуществить необходимые преобразования. Этот «весёлый» процесс имеет свои закономерности и сложности, например – преодоление возникающего сопротивления переменам. Это самое сопротивление имеет множество причин, видов и форм. В случае неправильно выбранных или реализованных методик профилактики/нейтрализации на преобразованиях можно ставить крест.

Что будет с самой компанией? Это уже зависит не столько от неё самой, сколько – от внешних обстоятельств.

Системно осуществить необходимые преобразования своими силами сложно и, как правило, не удается, так как сотрудники компании не владеют соответствующими методиками и слишком заняты текущими делами.

Кроме того, при всём радении сотрудников за благо компании присутствуют ещё и личные интересы в распоряжении ресурсами, и структура реальной власти. Преобразования же всегда нарушают сложившуюся систему, поэтому трудно ожидать, что менеджмент компании начнёт разрушать то, что сам так старательно возводил.

Вот потому-то большинство самостоятельно затеянных преобразований либо проваливаются/спускаются на тормозах/саботируются, либо носят исключительно косметический характер и не затрагивают того, что, как раз, и следовало бы.

В итоге, те изменения в деятельности компании, необходимость которых собственник прекрасно понимает на интуитивном уровне, откладываются на неопределенные сроки, что – в те или иные сроки — неизбежно приводит к потере позиций и повышает риск «штопора» при возникновении внешнего кризиса.

Как подходить к настройке стратегического управления?

Для того чтобы всё было реально и серьезно, нам придётся учитывать следующие факторы:

• Цели собственников;

• Реальные ресурсы компании;

• Ресурсы конкурентов;

• Тенденции рынка.

Кроме того, желательно, чтобы в проекте стратегических преобразований были запланированы ещё и работы по прогнозу/профилактике рисков организационного развития. Тут нам понадобятся некоторые технологии уже антикризисного управления.

Этапы настройки стратегического управления в компании

• Диагностика текущей ситуации;

• Разработка комплекса решений по изменению текущей ситуации;

• Внедрение разработанных решений;

• Сопровождение реализации внедренных организационных изменений до получения запланированного результата.

Стратегические просчеты невозможно исправить оперативным управлением.

Все управленческие решения, особенно связанные с инвестициями и значительными финансовыми расходами необходимо принимать руководствуясь двумя показателями:

  1. Стратегическая целесообразность.
  2. Экономическая эффективность.

Компании, которые не занимаются стратегическим менеджментом, скорее всего,  принимают инвестиционные решения интуитивно, и, как правило, в последствие получают убытки.

Разработка стратегии для предпринимателей – это не роскошь, а мощный стимул развития. Если все в компании понимают куда движется компания и почему она выбрала именно этот путь, усилия всего коллектива приобретают заданную направленность и вы сами не заметите как различные обстоятельства «вдруг» начнут «случайно» складываться в вашу пользу.