Не стоит ждать незапланированного успеха

Октябрь, ноябрь — это тот период, когда многие компании начинают планировать свою работу на следующий год. Устанавливаются целевые показатели финансовые и не финансовые, проводятся совещания по разработке планов и бюджетов, анализируется потребность в ресурсах. От точности планирования, установки четких финансовых показателей зависит, какие действия будет производить компания в следующем году.

Чем лучше проведена работа по подготовке бюджетов, согласованию целевых показателей, тем выше вероятность достижения поставленных задач. Но это в теории. А на практике многие руководители, владельцы бизнеса вынуждены заниматься планированием в период высокой неопределенности на рынке.

Экономика России по-прежнему находится в состоянии низкого спроса по основным производственным и промышленным отраслям. Что касается нашего региона, то в следующем году планируется большой объем инвестиций в строительную отрасль, в первую очередь, жилищное строительство, ремонт дорог, возведение новых объектов коммерческой недвижимости. По всей видимости, следующий год будет не хуже и не лучше этого. То есть у компаний есть возможность для разработки плановых значений по бюджетам использовать данные за 2011 и 2012 года. Тем самым уровень неопределенности снижается.

Компании, работа которых определяется стратегией, достаточно точно знают, что они будут делать в случае того или иного развития экономики России. Остальным компаниям, работа которых ведется на основе интуитивного управления, придется более гибко реагировать на изменения рыночных условий. Важно обязательно установить показатели работы по прибыли, объемам производства, продаж, темпам роста.

В кризис многие собственники, владельцы бизнеса вернулись к оперативному управлению своими компаниями. Чем лучше, конкретнее собственник сможет сформулировать, что он хочет от бизнеса в 2013 году, тем выше вероятность, что компания достигнет этих целей.

Почему владельцы бизнеса возвращаются в оперативное управление компаниями в сложные периоды? Причины могут быть разные. Во-первых, бизнес в условиях кризиса требует от собственников принятия множества решений. Причем принимать эти решения нужно достаточно быстро. Несвоевременные действия могут оказаться сдерживающим фактором в развитии компании.

Во-вторых, собственник просто на просто опасается потерять свой бизнес в кризисные времена. Что говорить, если даже в мирное время владельцу очень трудно передать бразды правления наемному управляющему, из-за боязни потерять контроль над компанией. А в кризис это чувство страха может только усилиться. Но здесь важно не переживать слишком сильно, сохранять разумность и принимать взвешенные решения, проанализировав ситуацию с разных сторон.

Вам будет достаточно легко пережить кризис, если Ваш бизнес выстроен как система. Один раз, максимально вложившись в построение грамотной системы, в кризисные времена Вам не нужно будет делать «капитальный ремонт» и перестраивать работу всей компании, Вам нужно будет только навести косметический ремонт и докрутить необходимые детали!

В период высокой неопределенности (когда мы не знаем, как поведет себя экономика в следующем году) важно придерживаться правила “Информация-Анализ-Действия”.

В настоящее время планирование становится ключевым звеном в управлении. Согласитесь, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана очень рискованно и может повлечь за собой большие затраты. Любой человек может многое, любая компания может еще больше. Руководителям бизнеса необходимо согласовать ресурсы, которыми обладает компания с бизнес проектами.

Процесс планирования и бюджетирования, должен быть непрерывным. Компании необходимо спланировать несколько сценариев работы, в зависимости от изменения рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на неё.

Начав планировать, собственники, как правило, начинают более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты. При этом точность планирования повышается. Бюджетное планирование позволяет согласовать деятельность внутренних подразделений компании и подчинить её общей стратегической цели. В ином случае, если не заниматься планированием, существует большая вероятность того, что действия одних сотрудников будут вступать в противоречие с действиями других сотрудников, что будет тормозить развитие компании.

Ключевым фактором успеха в разработке целевых показателей является компетенция директора компании. Ему необходимо инициировать работу, сплотить управленческую команду для достижения поставленных целей.

Многие владельцы по-прежнему находятся в оперативном руководстве своими компаниями. Они понимают, что планировать нужно. Более того, даже собираются это делать и даже включают это в свой план, но в итоге почему-то не делают. Получается, что глаза смотрят в одну сторону, а ноги идут в другую. Необходимость в планировании здесь очевидна. Вместо этого владелец встает в оперативное управление и занимается решением  рутинных задач! Начните мыслить «вперед», уже пора взять за привычку заниматься стратегическим планированием. В  письменной форме наметьте основные финансовые и не финансовые показатели, которых Вам как собственнику, хотелось бы достичь, и назначьте единицу измерения для каждого показателя.

При установке целевых показателей на следующий год собственникам сначала нужно работать в должности «Владелец бизнеса», а уже потом в должности «Директор». Успех в бизнесе полностью зависит от  собственника. Чем лучше собственник  работает в должности «Владелец бизнеса», тем более успешными будут его компании, а Владельцы получат большой доход, возможность реализовать свои жизненные планы и мечты.