Уроки девяностых или 20 лет спустя

Чтобы понять, что бизнес не стоит на месте, и старые методы управления сейчас уже не работают, достаточно взглянуть на лихие 90-е. Это то самое время, когда бизнес развивался не организованно и сумбурно.

После развала СССР, несмотря на то, что граждане привыкли жить по стандартам Советского режима, и в их умах царила мысль о равноправии, стали находиться предприимчивые люди, которые готовы были перешагнуть через самосознание советского человека и начать заниматься собственным делом.

Начало 90-х характеризуется рейдерскими захватами и полнейшей неопределенностью. Открытие своего бизнеса в 90-х годах было очень опасным делом, существовала большая вероятность рэкета. Но в то же время из-за огромного дефицита товаров, было большое «поле для творчества», люди могли заниматься всем чем угодно, о конкуренции не было и речи. Было много челночников, торговых ларьков, кто-то сколотил первоначальный капитал на торговле алкоголем и сигаретами. Это было время зарождения предпринимательства. Со временем, уменьшалось количество преступных нападений на бизнес. Все больше людей начинали привыкать к мысли о существовании собственного бизнеса. Рынок начал выходить на цивилизованный уровень.

Отличие ведения бизнеса в 90-х от настоящего времени состоит в том, что цели бизнеса тогда и сейчас разные и принятие решений об открытие новых направлений тоже разные.

Раньше решения принимались достаточно смутно, не продумано, без каких-либо расчетов и планов, преследовалась цель сиюминутной наживы.

Сейчас же деловые люди думают о нормах морали и законах, строят стратегические планы, думают о репутации компании. Чтобы сегодня начать проект необходимо провести подробный анализ, дабы убедиться в его реалистичности и прибыльности. Действовать в слепую – не вариант, поскольку на рынке с каждым годом возрастает конкуренция. Нужно всегда смотреть на шаг вперед, а лучше на несколько шагов. Иначе вероятность выжить существенно снижается.

Бизнес девяностых годов стал образом жизни для многих предпринимателей. В этом таится и опасность. Поскольку сохранилась привычка принимать решения на интуитивном уровне. Сейчас для развития необходимо обучаться, постоянно повышать свои знания и совершенствовать навыки, использовать новые, действенные методы в управлении бизнесом.

 

Многие предприниматели, оглядываясь назад в 90-е, хотят получить быстрый успех. Однако ситуация поменялась и увы, сейчас так просто не добиться активного роста бизнеса. Необходимо начать серьезную работу по выстраиванию качественного бизнеса, чтобы в дальнейшем получить удовлетворение от проделанной работы и заслуженную прибыль. Далее представлены несколько рекомендаций для тех, кто собирается развивать новое направление в бизнесе.

 

Итак, как только у вас зародилась мысль о создании какого-то нового проекта, наверняка, почти сразу возникает много вопросов: с чего начать, как набрать команду, где взять средства на развитие, вступать или не вступать в партнерство, как разработать бизнес-план, какой стратегии придерживаться и нужно ли вообще ей следовать и другие. В общем, появляется сразу много разных хлопот и забот. И здесь важно не ошибиться в самом начале.

 

  • Первое, с чего желательно начать (хотя порядок может быть и другим), это разработка стратегии. Ее важно определить именно в начале Вашего пути к успеху, когда у Вас начнет зарождаться концепция бизнеса и видение будущего компании.

 

  • После чего, важно придерживаться выбранного курса. Например, Вы в самом начале определили, что Ваше конкурентное преимущество – это люди. Не отклоняйтесь от своего решения вкладываться в персонал, даже, если очень хочется иметь крутой офис и представительскую машину бизнес-класса, только потому, что это модно.

 

Хотя может случиться так, что Вам понадобится изменить ранее сформулированный план действий в тех случаях, когда этого требует перспектива внешних изменений или ситуация в самой компании. Здесь уже нужно смотреть конкретно на Вашу ситуацию.

 

В случае возникновения трудностей с разработкой стратегии Вы всегда можете обратиться за помощью к профессиональным консультантам. Стратегия – сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это непростое орудие, и его внедрение и использование обходятся компании недешево во всех смыслах. Стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления.

 

  • Второе – это выбор команды. Как мы уже определили в начале, бизнес сейчас стал более структурированным, конкуренция с каждым годом возрастает. Успех компании напрямую зависит от квалификации руководителя. Поэтому, Владельцу бизнеса необходимо осознать: насколько компетентен он как руководитель, и если необходимо, подобрать для развития проекта наемного менеджера.

 

Также немаловажно делать упор на людей – правильно выбранные люди являются важным фактором успеха в начинающем бизнесе.

 

И вот простой совет: относитесь к персоналу с уважением. У некоторых предпринимателей бытует мнение, что их бизнес не командоориентированный и не технологичный, где каждый должен иметь высшее образование. Поэтому и отношение к людям как к «расходному материалу». Это в корне не правильно. Если проследить судьбы компаний, которые поднялись в 90-х с нуля до лидеров рынка, то человеческое отношение к людям встретишь почти всегда, хотя бизнесы самые разные – производственные, торговые, компьютерные и др. Не пренебрегайте этим простым фактором успеха. Тем более что в него не надо вкладывать денег.

 

  • При выведении на рынок любого продукта (услуги), Вы должны четко представлять себе, как зарабатывать на нем деньги. Даже если у Вас супер гениальная идея (продукт, услуга или технология), Вы не выживите без жизнеспособной бизнес-модели.

 

  • Что касается партнерства, то здесь нужно определиться, нужно ли Вам вступать  в него на начальном этапе и какие цели Вы преследуете. Например, Вы хотите создать дополнительные каналы продвижения, ускорить разработку продукта и снизить затраты, или открыть выход в новый географический район. Эффективное партнерство может принести новому проекту положительные результаты и  повысить финансовые показатели.

 

  • Для привлечения партнера в Ваш проект, зачастую необходимо написание бизнес-плана. При любой идее – от выпуска нового вида зубной пасты, до технически сложного изделия, к написанию бизнес-плана необходимо подходить со всей строгостью и ответственностью. Если Вы не чувствуете уверенности в том, что самостоятельно составите хороший бизнес-план, существуют независимые консультанты, которые в полной мере окажут Вам поддержку. Но даже в этом случае ответственность за его расчеты и обоснования ляжет на Вас.

 

Кроме того, необходимо определить и донести до партнера, каких основных или промежуточных целей должна добиться компания, сроки достижения результатов. В противном случае, когда ориентиры трудно определены и нет общего понимания, ничего хорошего из такого партнерства не выйдет.

 

Вот те немногие, но важные факторы успеха, способные обеспечить долгосрочное существование вашего бизнеса.

 

Совершенно естественно, что в процессе реализации нового проекта у Вас могут быть сомнения, разного рода переживания и тревоги. Это не означает, что Вы не способны построить великую компанию на тернистом пути Владельца бизнеса.